На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Сергей Козлов
    Где этот сучонок с брильянтовым зубом не слыхать как в уборной канул как СВО началосьВалерий Леонтьев ...
  • Марина Трянина
    Молодец... думает о стране«Быть лучшими»: «...
  • лина любимцева
    Марихуану хотят узаконить. ПОДОНКИ! И наркоман Зелька, и его  дешевая девка... Был клоуном, а потом из него выскочил ...Зеленская выразил...

Arab News: российские военные насторожены проектом канала "Стамбул"

В 2011 году президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил о своем намерении построить так называемый канал "Стамбул" в качестве альтернативы морскому пути — Босфору. С тех пор эта идея была отложена в долгий ящик из-за экономического напряжения, в котором перманентно находилась Турция. Тем не менее с приближающимися выборами 2023 года вопрос вернулся на первый план.

В прошлом месяце 104 отставных адмирала ВМС Турции подписали онлайн-петицию, предостерегающую правительство от внесения поправок в конвенцию Монтре, которая регулирует пролив Босфор. Хотя доступ к Черному морю исторически касался главным образом России и Турции, заметное наращивание военной мощи в регионе привлекло международное внимание к плану канала "Стамбул", отмечает автор.

Новый проход к Черному морю параллельно Босфору был бы огромным инфраструктурным предприятием. Предлагаемый 45-километровый водный путь соединит Черное море с Мраморным и, таким образом, со Средиземным. Официально заявленной целью проекта является сокращение объема морских перевозок в Босфоре и минимизация связанных с этим рисков. Ежегодно через пролив проходит 41 тысяча судов всех размеров, в том числе восемь тысяч танкеров, перевозящих 145 миллионов тонн сырой нефти. Параллельно растет международное давление с целью увеличения тоннажа морских перевозок через турецкие проливы. Однако это повышает риски, связанные с безопасностью.

По оценкам экспертов, канал обойдется в сумму от 12,7 млрд до 25 млрд долларов, и многие рассматривают его как еще один мегаинфраструктурный проект, который турецкое правительство поддержало. Экологи, которые опасаются, что проект разрушит естественную среду обитания в районе Стамбула и повредит запасам пресной воды, не смогли обосновать свою позицию, поскольку правительство продолжает стремиться к реализации проекта.

За последние годы Турция построила в Стамбуле один из крупнейших в мире аэропортов, тоннель под Босфором и большой вантовый мост. Несмотря на популярность среди общественности, эти проекты лишь обострили внутреннюю экономическую ситуацию настолько, что ключевые турецкие банки уклонились от финансирования строительства канала.

Arab News: российские военные насторожены проектом турецкого канала

Несмотря на нерешительность банков, правительство по-прежнему уверено, что проект достаточно интересен для привлечения инвесторов. Пресс-секретарь и советник Эрдогана Ибрагим Калин недавно заявил, что проект обязательно привлечет инвесторов и кредиторов, когда будут объявлены тендеры. Правительство ожидает, что канал будет приносить годовой доход от 2 до 8 миллиардов долларов.

"Если Турция продолжит пытаться реализовать проект, у этого могут быть военные последствия. Министерство обороны России в прошлом месяце объявило о закрытии судоходства в некоторых частях Черного моря для иностранных военных и других официальных судов до конца октября. Это привело к тому, что многие члены международного сообщества стали все больше беспокоиться по поводу наращивания войск в регионе, особенно в контексте конвенции Монтре", — подчеркнул обозреватель.

После катастрофического провала Османской империи в Первой мировой войне на стороне Тройственного союза проливы Турции регулировались Лозаннским договором 1923 года, который полностью демилитаризовал Босфор и Дарданеллы. Несмотря на то, что турецкая армия смогла восстановить свои позиции в этом стратегическом районе, она ограничила количество и тоннаж военных кораблей нечерноморских держав, которые могли войти в Черное море через Босфор.

Соглашение позволяет гражданским судам свободно проходить через проливы на основании определенных правил. Так, государства, не граничащие с Черным морем, обязаны уведомлять турецкие власти перед прохождением через Босфор и Дарданеллы. Данное обязательство было соблюдено в 2008 году, когда Стамбул запретил проход американских судов из-за несоблюдения ими ограничений по тоннажу. Однако этот статус-кво все больше ставится под сомнение, поскольку новый канал может вновь позволить войти в Черное море военным судам не прибрежных государств, включая авианосцы и подводные лодки.

Хотя правила конвенции Монтре дают Турции преимущество, которого она заслуживает в силу своего географического положения, они также способствуют стабильности ситуации в Черном море.

"Эксперты утверждают, что строительство канала "Стамбул" фактически подорвет правила конвенции. Возможно, для Турции, чей президент в прошлом месяце недвусмысленно заявил: "В настоящее время у нас нет ни усилий, ни намерения выходить из конвенции Монтре", новый канал является просто инфраструктурной необходимостью, которая обеспечивает прибыльные экономические перспективы. Однако, учитывая военное присутствие России в регионе, особенно после вхождения в ее состав Крыма и недавнего сосредоточения двух армий и трех воздушно-десантных подразделений для проведения "учений боевой подготовки", планы строительства нового канала имеют геополитическое значение", —заключил обозреватель.

Ранее бывший глава МИД Турции в интервью "ПолитЭксперту" заявил, что появление нового канала может нарушить баланс в Черноморском регионе, а выход из конвенции Монтре грозит вполне очевидными рисками в том числе для России.

Читайте также: 

Экс-глава МИД Турции: попытка воссоздания Османской империи станет большой ошибкой

Яшар Якыш: Турции пора начать диалог с Россией по Крыму

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх